Экзистенциальная психотерапия

Для многих философски образованных людей этот термин несет в себе целый ряд значений: Хотя экзистенциальные мыслители могут занимать разные позиции, все они исходят из одного допущения: Таким образом,существование - ключевое понятие в моем подходе. Экзистенциальный подход - лишь один из множества психотерапевтических методов, объединенных общей целью: Ответ легко доступен и находится внутри нас. Ненадолго отложите все дела и просто подумайте о своем существовании. Постарайтесь не отвлекаться, отбросьте все теории и убеждения и поразмышляйте о своем положении в мире.

Вы точно человек?

Мы рассматриваем эти состояния как реакции на тревогу. Они представляют собой попытки, хотя и дезадаптивные, овладеть тревогой. Психопатология — векторная сумма тревоги и индивидуальных механизмов защиты от нее, как невротических, так и характерологических. Обычно в начале работы с пациентом терапевты главное внимание уделяют манифестной тревоге, эквивалентам тревоги и защитам, построенным в попытках оградить себя от тревоги.

Как отмечает экзистенциальный психотерапевт И. Ялом, «страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует нас как.

Именно это имели в виду стоики, когда говорили: Сантаяна выражает это так: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания. В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения — фундаментальная задача его развития. Чтобы справиться с этим страхом, мы воздвигаем защиты против сознавания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер; если эти защиты дезадаптивны, они порождают клинические синдромы.

Иными словами, психопатология есть результат неэффективных способов преодоления смерти. Наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие, на то, в чем и как мы теряем уверенность и силу.

Психология - 5 июня в Несомненно влияние книги на восприятие жизни. С книгой Ирвина Ялома"Вглядываясь в солнце. Жизненные желания появляются, обостяются и набирают силу. Для нас психотерапевтов особенно ценным, конечно, являеются его рекомендации по психотерапевтической работе со страхом смерти, с его всепроникающим проявлением и влиянием.

Жизнь без страха смерти, Жанр: философия. Экзистенциальный подход — лишь один из множества психотерапевтических методов, объединенных.

Третий вид страха — экзистенциальный страх, страх экзистенциальной смерти, страх небытия, или, другими словами, страх потери души. Этот страх более тонкий и с точки зрения науки совершенно иррациональный. Ведь если опираться на представление о человеке как о биокомпьютере, наделенном разумом, то нельзя бояться потерять то, чего у тебя нет, — души. Однако, как ни парадоксально, это единственное и непреходящее, что у вас есть по-настоящему.

Тело рано или поздно умрет, большинство ваших личностных установок и представлений о себе в процессе жизни трансформируются и изживут себя. И что в остатке? А что в остатке, попробуйте прочувствовать прямо сейчас. Это немного страшно, но вы попробуйте… В течение 5 минут отвлекитесь от текущих дел, дышите ровно и медленно, а потом представьте, что у вас нет тела, вы не знаете этого мира и ничего не знаете о том, Кто Вы Есть… Так Кто Вы?

Ирвин Ялом

Психотерапевтические стратегии Ссылки 1. Введение Несколько лет назад мы с друзьями посещали кулинарный курс, который проводила почтенная армянская матрона вместе со своей пожилой служанкой. Так как они не говорили по-английски, а мы — по-армянски, общение было затруднено.

Экзистенциальный кризис – это чувство беспокойства, тревоги и страха, Страх перед смертью, самый сильный страх, которому.

Рубинштейн в своих трудах, была проблема отношения человека к жизни и смерти. По его мнению, факт смерти делает жизнь человека окончательной, завершенной, т. Наличие смерти порождает серьезное, ответственное отношение к жизни и обязательства по отношению к другим людям заботиться о них, что-то делать для них, пока есть возможность. Серьезность этих обязательств усугубляется тем, что они могут истечь в любой момент.

Отношение субъекта к собственной смерти просто серьезное или трагическое определяется двумя обстоятельствами: С момента осознания человеком окончательности своей жизни перед ним встает проблема ответственности за все содеянное и упущенное в ней. Верно, прожитая жизнь означает, что человек сделал в ней что-то хорошее, активно и сознательно изменял и преобразовывал мир и других людей в соответствии с их сущностью, совершенствовал формы человеческой жизни и человеческих отношений, сумел реализовать свою сущность.

И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Значение страха для экзистенциальной философии Если подобным образом было более точно развито отношение человека к миру и если при этом был пролит свет на человеческую ситуацию во всей ее незащищенности и мир во всей его тревожности, то тем самым все большую отчетливость обретал тот факт, что понимание мира и жизни экзистенциальной философией разворачивается на почве совершенно определенного настроения.

И в этом плане против экзистенциальной философии достаточно часто выдвигались возражения. Считалось, что она является философией противостоящего жизни пессимизма. Но при этом забывалось, что на основе экзистенциальной философии никоим образом не предполагалось ослабления сил, что, напротив, именно она является источником силы и достижений существования. Своеобразнейшее же открытие экзистенциальной философии заключалось в том, что в ней страх был познан в его поистине основополагающем значении — как условие становления подлинного существований Такое открытие страха совершилось сперва в труде Кьеркегора г.

Второй, к которому я собираюсь сейчас обратиться, основан на предпосылке , что страх смерти составляет первичный источник тревоги, присутствует.

Вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти. Монтень Страх смерти естественен для человека. Он знаком практически каждому. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни блестяще описано Ирвином Яломом: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Но все же обычно этот страх не разрушает жизнь.

Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него. Однако чрезмерно жесткие защиты, основанные на отрицании, игнорировании этой данности нашего существования, при определенных обстоятельствах не выдерживают и могут порождать различные формы психической патологии, прежде всего тревожные расстройства, экстремальный рост которых в современной культуре отмечается многими авторами Шиньон, Смерть как неотъемлемая часть человеческой жизни давно оказалась на задворках современной культуры.

Ее, как нищенку или незванного гостя, не пускают через парадный ход, но за это она мстит современному человеку, повергая его в состояние страха и полной растерянности при неизбежной встрече. Египтяне имели обычай во время празднеств вносить в торжественную залу наряду с лучшими яствами мумию какого-нибудь покойника, а после пира показывали присутствующим огромное изображение смерти. Ликург учил, что близость кладбищ к жилищам человека, присутствие множества людей на похоронах необходимы, чтобы изо дня в день напоминать каждому об ожидающей его судьбе.

О психологии невроза тревожности

Проблемы классификации экзистенциальных страхов личности В настоящее время существуют различные классификации страхов. К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни или здоровья человека, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с глубинной сущностью человека и характерна для всех людей вне зависимости от конкретных ситуаций. Исходя из этого принципа, страх перед агрессивной собакой относится к первой категории, страх публичных выступлений - ко второй, а страх смерти - к третьей.

Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер боль, повреждение, страдание , но с другой — социальную природу выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т.

Дмитрий Лобачев жизнь направления смерть экзистенциальная Мелани Кляйн считает, что страх смерти лежит в корне всех идей.

Лечение Причины фобии Перед тем, как бороться со страхом смерти, необходимо разобраться со всем спектром разнообразных причин, которые могут являться основой для развития боязни смерти. Как и многие другие фобии, танатофобия определяется психиатрами как биосоциальная боязнь: Однако нам представляется важным указать и другие, точно не подтвержденные, но имеющее место быть гипотезы возникновения страха смерти. Это может быть гибель близких людей, пережитый опыт нахождения в заложниках, простое наблюдение страшной катастрофы.

Такие стрессовые переживания запускают у человека механизмы иррационального поиска ответа на вопрос о том, что представляет собой смерть. Негативный фон настроения, разрыв типичного жизненного стереотипа приводят к тому, что человек начинает сопоставлять себя с теми, кого уже с ним нет. Таким образом человек высказывает свой протест смерти — сам создавая и переживая в своем сознании свою гибель. Они объясняют боязнь смерти как сформированную внешним воздействием установку, избавиться от которой достаточно трудно.

Например, информационные потоки, в которых мы постоянно находимся СМИ, Интернет, ежедневные печатные издания и т. Согласно этим направлениям, человеку свойственно задавать себе вопросы, на которые нет единого ответа:

Страх смерти: культуральные источники и способы

Страх смерти Предлагается сразу отграничить два вида страха смерти. Первый — витальный страх, инстинкт самосохранения, присущий всему живому, от инфузории до высших позвоночных. Кому он не присущ, быстро вымирают в процессе естественного отбора. Чистая биология, с ней всё ясно. И не будем об этом. Разве, пару слов о том, что, к счастью, редко, перед человеком встаёт нелёгкий выбор между собственной жизнью и иной значимой ценностью.

Знание о неизбежности смерти приводит к парадоксальным ситуациям: от так называемого экзистенциального страха смерти, но и обедняет саму.

Важно иметь в виду, что тревога смерти, при всей своей вездесущности и всепроникающих последствиях, обитает в глубочайших пластах нашего существа, мощно подавляется и редко переживается в своей полноте. Тревога смерти сама по себе обычно не находится на поверхности в клинических картинах, нечасто становится она и явной темой психотерапии — тем более, краткосрочной — у большинства пациентов. Однако некоторые пациенты с самого начала терапии полны переживания открытой тревоги смерти.

Встречаются также жизненные ситуации, заставляющие пациента испытать такой натиск тревоги смерти, что терапевту не избежать этой темы, как бы он ни пытался. Что же касается долговременной интенсивной терапии, в которой исследуются глубинные уровни проблем — то в ней эксплицитная тревога смерти неизменно обнаруживается и должна учитываться в терапевтическом процессе.

Экзистенциальный терапевт старается облегчить тревогу, которая достигает инвалидизирующей степени, но не стремится убрать ее совсем. Невозможно проживать жизнь, невозможно встречаться со смертью без тревоги.

Что мы знаем о страхе? Часть 1

Некоторый процент из них связан с конкретными событиями, другие — являются личностными, связанными с характером и мировоззрением. Однако есть страхи, которые живут абсолютно в каждом человеке, поскольку они связаны с философскими категориями и не могут быть полностью под контролем человека. Именно невозможность прогноза и контроля выбивает почву из-под ног рационального уверенного человека, заставляя его бояться, иногда — панически. Описанные страхи называются экзистенциальными.

Из-за того, что экзистенциальные страхи побороть — задача непосильная, с ними нужно научиться жить в мире, осознав их суть и положительные стороны.

У страха смерти есть разные причины, как это ни странно. Вообще, это базовый экзистенциальный страх и от него сложно куда-либо деться. Ирвин .

В переживании смерти подчеркивается ее трагичность, неотвратимость, неизбежность. Отсюда широкий спектр эмоций и чувств: Страх собственной смерти, смерти своих близких определяет тревогу и негативные эмоции, вызванные беспомощностью перед лицом смерти. В крайних формах этот страх определяет амбивалентные по своим поведенческим проявлениям модели: Трагичность смерти о которой неоднократно упоминает С. Эта трагичность может служить основой модели мужественного преодоления, противостояния смерти, отваги или даже жертвенности как добровольного принятия смерти во имя высших целей и идеалов.

Эмоциональное переживание связано с ценностной установкой: Другая установка, аскетическая, означает отказ или ограничение чувственных переживаний как слишком животных. Мамардашвили Мамардашви-ли, , с. Фрейд определяет смерть с точки зрения инстинкта, влечения к саморазрушению. Согласно мысли Фрейда, влечение к смерти обусловлено свойством жизни: Причем влечение к смерти оказывается более первичным, чем другое влечение - влечение к жизни: