Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века

Проблема повседневной жизни человека зародилась еще в древности — собственно, тогда, когда человек совершал первые попытки осознать себя и свое место в окружающем мире. Однако представления о повседневной жизни в период античности и Средневековья носили преимущественно мифологическую и религиозную окраску. Так, повседневность античного человека пропитана мифологией, а мифология в свою очередь наделена многими чертами повседневной жизни людей. Боги — усовершенствованные люди, живущие теми же страстями, только наделенные большими способностями и возможностями. Боги легко вступают в контакт с людьми, а люди в случае необходимости обращаются к богам. Хорошие дела вознаграждаются тут же, на земле, а плохие поступки незамедлительно караются. Вера в воздаяние и страх наказания формируют мистичность сознания и соответственно повседневного существования человека, проявляющуюся как в элементарных ритуалах, так и в специфике восприятия и осмысления окружающего мира. Можно утверждать, что повседневное бытие античного человека двуедино: Преобладание той или иной мировоззренческой установки оказывало существенное влияние на образ жизни человека античности.

Страх как социальное явление

Версия для печати Вряд ли можно найти хоть одного человека, который ни разу не испытывал страх. Каждый из нас имеет травмирующий опыт и даже могли испытывать психологическое заражение страхом. Когда мы испытываем страх, наше внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации. Интенсивный страх создает эффект"туннельного восприятия", то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида.

ФЕНОМЕН страха СМЕРТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. Ф. Н. ИЛЬЯСОВ. Ильясов следствием это желание имеет страх смерти ( нежелание умереть). Равно и все .. нравственной. Более достоверный.

Рассматривая страх и его противоположную форму — надежду — в ряду других человеческих аффектов, таких как добро удовольствие и зло страдание , печаль и радость, Юм обнаруживает, что страх и надежда возникают в силу недостоверности или вероятности состояния духа: Состояние вероятности или недостоверности возникает, как считает Юм, в силу постоянной борьбы противоположных возможностей реализации аффектов, в ходе которой дух не может остановиться на каком-либо одном аффекте, стороне противоречия, а непрестанно переходит от одной к другой.

Если же в воображении противоположные аффекты, например, горе и радость, все же смешиваются, то из этого соединения образуются аффекты надежды и страха. Рассматривая эти вопросы, Юм открывает важнейший аффект параллельных причин страха, суть которого состоит в том, что страх могут вызывать, казалось бы, только возможные аффекты например, зло , если они проявляются в большей степени. Юм отмечает, что вначале это не собственно страх, но чувство зла бывает столь большим, что, подавляя ощущение безопасности, оно вызывает страх.

Страх может появиться и в результате невозможного бедствия, но в силу мощного влияния зла, что у человека появляется уверенность в достоверности этого бедствия. Наконец, достоверные несчастья, равно двум вышеназванным, также вызывают страх, поскольку дух постоянно отвращается от неминуемого зла, приходит в неравновесное состояние и порождает аффект, похожий на страх. Кроме того, фиксирует Юм, надежда и страх возникают не только в силу недостоверности блага или зла, но и в силу неопределенности рода этих аффектов.

Известие о смерти одного из сыновей, считает Юм, не превратится у отца в чистое горе, пока он не узнает, кого из сыновей потерял 36, Диалектическое понимание причин страха как потенциальной взаимообусловленности невозможного, возможного и действительного — несомненно, значительное открытие Юма.

Мы все любим жизнь - сколько бы мы ни проклинали ее в тяжелые минуты - и потому боимся смерти. Воля к жизни и страх смерти тесно связаны между собой. Воля к жизни настолько глубоко укоренена в нас, что нам трудно подвергнуть эту жажду жизни рефлексии — она составляет сердцевину нашего существа. Но именно поэтому мы более ощущаем оборотную сторону этой воли к жизни - страх смерти, который обнаруживается со всей стихийной силой в минуты опасности.

Страх унижает, а любовь к Богу должна возвышать! Прибыткин, - и этот примитивный страх имеет свою нравственную ценность. .. в качестве основного феномена человеческого существования, является.

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли.

Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги.

. : Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне.

Феномен страха в западноевропейской философии и литературе века

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Поскольку нравственное поведение представляет собой комплексный феномен, поощрение (или на страх наказания за отклонение от нравственных.

В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом , с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 июля

Самая токсичная эмоция - страх

Основные подходы, применяемые при рассмотрении проблемы страха: Шестова предопределяет строгую индивидуальность феномена страха, его переживание как исключительно личной неразрешимой проблемы, жизненной трагедии. Последний охватывает источника. Общий объём диссертационного исследования страниц. Среди основных причин страха философ выделял также поиски смысла жизни, чувство вины, злоупотребление властью.

Страх — один из базовых человеческих инстинктов, унаследованных уровень и включает в себя проблемы жизни, смерти и нравственности. В какой-то мере феномен гитлеризма связан с тем, что Гитлеру.

23, 2: Это явление в первую очередь имеет духовно-нравственные истоки и содержание. Но все же такой феномен как русофобия имеет свой, довольно отличительный, нравственный подтекст и содержание. Пушкиным, но как научный термин был озвучен Ф. Интересно, что ответом на такое явление он видел в созидание Православной Русской Империи на духовно-нравственных началах. Основываясь на их опыте, истоки онтологии русофобии нужно рассматривать именно в духовно-нравственном аспекте. Эта фобия намного глубже, чем психофизическая реакция и социальное политическое явление, она находится в области духовного происшествия.

Эта фобия навязана силами зла, а в душе человека это душевная болезнь. Мы сможем это понять в сравнении с другими социальными фобиями. Основоположная и известная фобия - это ксенофобия, вот ее типичное описание:

Психофизиологические особенности тревоги и страха

Интерпретация феномена страха в историко-философской традиции……………………………………………….. Этическая интерпретация проблемы страха… Традиция определения страха в качестве базового понятия, известна с древних времен. Проблема страха, многообразно варьируясь, во все века представляла собой одно из средоточий философских исканий человечества. Внимание мыслителей к феномену страха берет начало от самых первых попыток осмысления человеком мироздания в целом и своей собственной природы в частности.

Каждый человек, живущий в нашем обществе, может понять на собственном опыте и из наблюдений за живущими рядом с ним людьми, что страх и тревога в середине двадцатого столетия стали всепроникающими и глубинными явлениями.

В Викисловаре есть статья «страх» в себя не только проблему жизни и смерти, но и нравственный аспект. . Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти в современном обществе //Социологические исследования.

Социально-обусловленная Инстинктивно-обусловленная Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Представляет собой комбинацию из нескольких эмоций — страха, печали, стыда и чувства вины. Тревога — настораживающий сигнал, предупреждающий о надвигающейся опасности и заставляющий человека принять меры, чтобы справиться с опасностью.

Страх, также настораживающий сигнал, но страх есть реакция на опасность известную, внешнюю, определенную и непротиворечивую по своей природе; тревога — это реакция на опасность неизвестную, внутреннюю, смутную или противоречивую по своей природе. Адаптивные функции тревоги Тревога вызывает и активизирует защитные механизмы, которые связаны с увеличением инстинктивного напряжения, угрозой Супер-Эго или реальной опасностью.

Тревога предупреждает вред, настораживая человека и заставляя его выполнять определенные действия, которые опережают опасность. Эти действия обычно являются конструктивными. Совершая их, человек использует механизмы, позволяющие справиться с трудностями, если действие в основном осознанное или преднамеренное подготовка к экзамену или защитные механизмы, если поведение преимущественно обусловлено бессознательными силами подавление или вытеснение осознания пугающего импульса или мысли.

Тревога как механизм развития неврозов — тревога невротическая — формируется на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики — например, от завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и прочего; она может привести к неадекватному убеждению о существовании угрозы со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и пр.

При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога восприятия Человеку трудно приспособиться к тому, что его эмоциональное напряжение не имеет никакой видимой причины, и поэтому непонятно, что делать для его устранения.

Тревога как психологический феномен

В этом приближении и вечной возможности, наконец, приблизиться страх раскрывает свой характер угрозы. Не будь страха, человек погиб бы в первый миг своего существования. Более того, он и существует лишь потому, что сам есть страх.

В статье рассматривается этический характер феномена ужаса в контексте It emphasizes the fundamental difference between fear and horror, confusion.

Саратов Ромащенко Мария Александровна научный руководитель, научный руководитель, доц. Саратовского государственного технического университета имени Ю. Саратов Страх это одно из состояний человеческого существа, которое, с одной стороны, обнаруживает его природную, звериную сущность, а, с другой, раскрывает уникальные черты человеческой личности. В отличии от животных, человек научился объективировать свой страх, заключая его в обряды, ритуалы и обычаи.

Однако страх не исчез в культуре, а скорее наоборот приобрел новые черты и особенности, стал уже не просто животным, но истинно человеческим страхом. Сегодня можно говорить о различных компонентах страха, присущего человеку. Разные науки изучают феномен страха, выделяя его специфические черты. Например, такая наука как психология много говорит о страхе и методах борьбы с ним. Она видит в страхе реакцию на угрозу индивида, расценивает страх как эмоциональное состояние.

Именно поэтому психология старается обнаружить техники уничтожения страха, его преодоления, расценивая его в качестве дискомфортного психического состояния. В этом смысле феномен страха, по мнению психологической науки, деструктивен для человеческой личности. Иначе рассматривает феномен страха философия. Страх, в этом случае, играет скорее конструктивную роль, он помогает осознать несовершенство мира и человеческого существа.

Быстрая помощь студентам

Социальная сущность, природа и функции страха. Проблема страха в работах мыслителей прошлого: Страх как компонент индивидуального и общественного сознания в философской мысли конца - веков экзистенциализм и психоанализ. Феномен страха и его социальные характеристики в русской религиозной философии конца - первой половины вв. Страх как социальное явление в философии русского духовного ренессанса.

исследователи. Глубинные психологические причины страха и фобий. И , наконец, третье – нравственное самоутверждение. Еще один феномен.

Геленджике Полякова Елена Геннадьевна Важнейшим аспектом общей проблемы развития личности является проблема восприятия образа успешности человека и феномен страха успеха. В психологии успех трактуется как особая категория, которая заключает в себе и процесс, и результаты достижений в самом широком смысле этого понятия , в отдельных или всех сферах жизнедеятельности личности [1]. Чаще всего данный феномен используется наряду с такими понятиями как самореализация, самоутверждение, цель, смысл жизни, признание и т.

Поэтому на наш взгляд, науке очень сложно определить точное содержание данного понятия. Впервые этот интересный феномен был открыт и описан в х гг. Сложно поддается пониманию тот факт, что перед такими феноменами как везение, достижение и победа, предстает чувство страха и боязнь неудачи. Например, в современных зарубежных исследованиях страх успеха рассматривается комплексно, как модель, построенная на характеристиках связанных: Она обращала внимание на то, что избегание успеха способно тормозить реальные результаты деятельности, блокировать активность и мотивацию достижения.

Наиболее ярко, по ее мнению, этот эффект должен проявляться у способных женщин , ориентированных на высокие достижения, и в ситуации, где достижения женщин сравниваются с достижениями значимых мужчин — друзей или возлюбленных то есть там, где реально можно увидеть негативные последствия своих достижений. Таким образом, этот феномен, по мнению М. Хорнер, связан не с успехом, а с отношениями с мужчинами — женщины готовы отдать им пальму первенства, чтобы сохранить эти отношения. Это дало ее коллегам Э.

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Страх как социальное явление

Что бы рассматривать столь серьезную тему для начала стоит задаться рядом вопросов: Найдя ответы на эти вопросы мы сможем понять совокупность данных элементов. Однако не стоит забывать, что разные народы и культуры имеют разные ценности, а вот страх смерти это кросскультурное понятие. Так что же такое мораль!?

Вместе с развитием капитализма и проявлением феномена отчуждения философы высших ценностей, а также надежной защиты от страха бытия и ужаса смерти. Вместо религии, утратившей свой нравственный престиж для.

Природа социальных и индивидуальных страхов в религиозном экзистенциализме Л. Бердяева Введение к работе Актуальность темы исследования. Проблема чувств, эмоций, настроений как мотиваций деятельности личности является в настоящий момент одной из наиболее актуальных проблем в философских и психологических науках. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Хотя формирование эмоциональной сферы человека всегда возникает на основе его стремления к удовлетворению личностных потребностей, оно происходит в процессе социального развития. Формы проявления эмоций также находятся в зависимости от социального опыта, условий общественной жизни и, следовательно, присущи человеку как общественному существу, являются выражением его социальной природы.

Среди наиболее сильных человеческих первоэмоций, оказывающих мощное влияние на социальные процессы в обществе, находится и страх. Человек живёт и развивается в определённой культурной среде. Его социализация происходит посредством воздействия на него социальных институтов, средств массовой информации, искусства и литературы и, таким образом, кроме необходимых знаний, навыков и чувств он получает соответствующие тревоги и страхи данного общества.

Актуализируясь на уровне сознания отдельной личности, страх в определённых условиях может приобрести характер массового явления, охватывающего целые слои населения. Массовые страхи - причина социальной неустойчивости, дезорганизации и деструкции социальной жизни. Характер массовых страхов в том или ином обществе может служить точной характеристикой происходящих в нём социальных процессов. В силу данных причин страх как предмет исследования является сложной теоретической проблемой и представляет интерес не только для социальной философии и собственно философии, но также для психологии, социологии и ряда других наук.

7.6 Смерть - Философия для бакалавров